Хелпер / Обычаи и традиции Qyz aıttyrý

Отправить
Отправить
Запинить
Поделиться
Фотография Kairat Shozhebayev

Издревле традиционно казахская свадьба состояла из нескольких этапов: предварительный сговор (qyz aıttyrý), сватовство (quda túsý), свидание жениха и невесты (qyz qashar), свадьба в доме невесты, переезд молодой в дом мужа, свадебное празднование в ауле мужа.
Источник: bilu.kz

Невесту для сына родители начинали высматривать заранее, задолго до его совершеннолетия. Искали подходящую семью, узнавали нет ли в семье наследственно больных. Существовал древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода, а также, согласно правилам, женщина не должна была быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина старше женщины больше, чем на 25 лет. Специально ездили к достойным людям поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.

Существовали различные виды сговора «qyz aıttyrý» между родителями будущих жениха и невесты.

Если семьи , хорошо знающие друг друга, связанные крепко дружбой, договаривались стать сватами еще до рождения детей, то такое сватовство называлось «bel quda». Если же сватали детей с колыбели - то « besіk quda». Иногда, человек, женивший сына на дочери свата, мог выдать свою дочь за сына своего свата, тогда их так и называли «qarsy quda», что означает взаимный сват.

Сватовство не ограничивалось только сговором. Проходили, так называемые, смотрины «qyz kórý». Собирались дети знатных родителей или прославленные жигиты (выбирать себе пару могли не все молодые люди, а только дети знатных родителей или прославленные жигиты) и устраивали смотрины девушек для женитьбы.

Казахская народна пословица «qyzdy kіm kórmeıdі, qymyzdy kіm іshpeıdі», в переводе означающая «как нет запрета пить кумыз, так нет запрета смотреть на девушек», открывала все дороги для жигитов.

Таких жигитов встречали с почетом, им не было запрета на смотрины девушек. Девушки же в свою очередь, высказывали свою волю словами «қыз көретін жігітті біз көрелік», что означает «такие смотрины и мы хотим устроить», и устраивали состязания в различных видах искусства, оценивая жигитов и открыто высказывая свое мнение. На подобных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов.

К отцу девушки приходил доверенный посланец жениха «jaýshy», чтобы договориться о свадьбе. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносили друг другу подарки. Со стороны жениха это был «qarǵybaý» (қарғы - уздечка, бау - поводья) - на деле скакун, а отец девушки накидывал на плечи жаушы праздничный чапан, называемый «shege shapan». Увидев на жаушы новый чапан, встречающие осыпали его монетами, сладостями и конфетами - «shashý».

Женитьба взрослых детей осуществлялась после «quda túsý» (сватовства) - издревле существующей, незабытой и обязательной традицией казахской свадьбы. Процесс сватовства был довольно непростым, но очень интересным. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец юноши с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Сватов торжественно принимали.

Самого главного представителя сватов называли «bas quda». (бас куда по традиции опекал девушку и после свадьбы, будучи невесткой, девушка всю жизнь почитала его).
Источник: bilu.kz

Затем приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции. Отцов жениха и невесты называли «baýyzdaý quda», то есть самыми близкими.

Сватающие стороны ели из одной посуды. Сторона невесты преподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала - «quıryq baýyr». Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора, в противном случае виновная сторона вынуждена заплатить «неустойку» и возвратить полученный калым.

При отъезде сватов им преподносили подарки «kıіt»: животных, одежду, золотые и серебряные украшения, головные уборы и др. Самый ценный киит получал отец жениха, а другие сваты получали киит по степени родства. Между состоятельными и знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: «baq jaqsy» - верблюд с верблюжонком, кобыла с жеребенком, слиток золота или серебра, «orta jaqsy» - ценны верблюд или лошадь, «aıaq jaksy» - лошадь, корова, баран.

Окончательный договор между сватами назывался «bata aıaq» ( в некоторых местах «syrǵa taǵar» или «batalasý»).

Отец жениха ехал к будущему свату и обговаривал срок свадьбы, количество калыма, «kade-jora» (подарок). Существовало два вида бата - «kesіmdі bata» и «kesіmsіz bata». Кесимди бата - это когда точно назначалась дата свадьбы , объем затрат, количество скота. Кесимсиз бата - это когда назначалась дата свадьбы, а объем затрат и количество скота определялось позднее, с учетом обстоятельств и времени.

Отправить
Отправить
Запинить
Поделиться

Комментарии

Чтобы оставить отзыв войдите или зарегистрируйтесь